Страховые выплаты сотрудникам опасных предприятий достигали 50-60% по ряду отраслей за 7 лет - вице-президент НССО

За 7 лет действия закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО) наибольшее количество выплат за причинение вреда имуществу потерпевших страховщики осуществляли после аварий на опасных объектах теплоэнергетики.


ОСОПО страхование


Несмотря на высокую частоту страховых случаев в отрасли, ущерб по таким авариям, как правило, незначительный. Самые ощутимые выплаты за тот же период были связаны с угольной промышленностью. Наиболее дисциплинированными страхователями, демонстрирующими почти тотальный охват защиты опасных объектов - 98,5% - оказались управляющие компании, заключающие договоры ОСОПО в отношении лифтов. Данными анализа статистики в ОСОПО в отраслевом разрезе поделилась в интервью «Интерфаксу» вице-президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светлана Гусар.

- При авариях в каких отраслях промышленности за время действия закона об ОСОПО с 2012 года чаще всего платили страховщики?

- Если говорить об удельных долях отраслей в общем объеме выплат по ОСОПО за весь период, то самая высокая доля выплат приходится на отрасль теплоэнергетики - 27%. Вдвое ниже, но также значительные доли в общих выплатах приходятся на аварии в рудной (12,8%) и химической (11,7%) промышленности. Доля страховых выплат по событиям на опасных объектах угольной промышленности составила 6,58%, доля возмещений по событиям с опасными объектами на предприятиях газоснабжения - 6,9%, на предприятиях металлургии - 4,8%, нефтегазодобычи - 3,39%. При этом доля выплат по таким опасным объектам, как лифты и эскалаторы, оказалась на уровне примерно 1,2%, при авариях гидротехнических сооружений - 1,24% и АЗС - 0,17%.

Обращу ваше внимание, данные анализа по видам выплат в разрезе отраслей дают другое соотношение. Так, самые крупные выплаты в связи с причинением вреда жизни в ОСОПО зафиксированы в угольной промышленности, их доля в структуре - 89,6% (10,3% - доля выплат за вред здоровью), а также в рудной промышленности - 77,1% (22,1% - по здоровью), на объектах химической промышленности доля выплат в ОСОПО по жизни составляет 69,3% (и 23,8% по вреду здоровью), на объектах газоснабжения 25,2% - это доля выплат по ущербу жизни и 25,4 % - по ущербу здоровью.

В то же время лидер по частоте страховых событий в ОСОПО - предприятия теплоэнергетики - демонстрирует самую низкую долю выплат за вред жизни в структуре возмещений. Страховые выплаты погибшим не превышают 8%, в то время как по вреду имуществу доля возмещений в структуре достигает 80,6%, что составляет самый высокий показатель среди отраслей.

В секторе предприятий газоснабжения выплаты по вреду имуществу потерпевшего составляют 46,9%, в рудной отрасли показатель не превышает 0,5% от общих выплат в ОСОПО, в химической - 6,7%, в угольной отрасли по договорам ОСОПО выплат за вред, причиненный имуществу, нет совсем.

- Когда принимался закон об ОСОПО, шли споры, кого по преимуществу защищает закон - сотрудников предприятия или третьих лиц. Что показывает статистика НССО?

- На опасных объектах угольной промышленности, предприятиях химической промышленности и на объектах, использующих грузоподъемные механизмы, соотношение близко к паритетному. Так, в угольной промышленности пропорция пострадавших сотрудников, получивших страховые выплаты, и третьих лиц соотносится как 45,7% к 54,3%, в химической промышленности пропорция составляет 44,4% к 55,6%. У предприятий, использующих грузоподъемные механизмы, доля пострадавших сотрудников составляет 32,1%, а доля пострадавших - третьих лиц - 67,9%.

Зато на опасных предприятиях рудной промышленности мы видим, что выплаты в основном производятся сотрудникам предприятий - 63,9%, а третьим лицам - 36,1%.

- В каких отраслях наибольшая частота страховых событий на опасных объектах по данным статистики ОСОПО?

- С беспрецедентным отрывом по частоте происшествий лидируют опасные объекты теплоэнергетики. Состояние теплосетей в целом по стране общеизвестно, зарегистрировано 1281 событие, сопровождавшееся страховыми выплатами за все годы действия закона об ОСОПО. На предприятиях, использующих грузоподъемные механизмы, событий в 4 раза меньше за весь период - 307, в рудной промышленности и на предприятиях газоснабжения 140 и 148 зарегистрированных событий соответственно.

Самая высокая выплата на одно страховое событие сложилась за все годы в пищевой промышленности - она составила почти 4,8 млн рублей. Такое высокое значение обусловлено тем, что за весь период действия закона об ОСОПО в этой отрасли выплаты были произведены только по четырем авариям с большим количеством пострадавших. При авариях в угольной промышленности средняя выплата оказалась примерно равна 2,4 млн рублей, в химической - 1,7 млн рублей, на опасных объектах транспортировки опасных веществ - 1,27 млн рублей. Для сравнения: средняя выплата по происшествиям на АЗС за все годы действия закона оказалась в пределах 200 тыс. рублей.

- В отношении каких опасных объектов активнее всего заключаются договоры ОСОПО?

- По данным НССО, за прошедший период 2019 года охват страхованием лифтов и эскалаторов составил 98,5%. Доля опасных производственных объектов, в отношении которых заключены договоры ОСОПО, - 73,7% , гидротехнических сооружений - 81,4%, автозаправочных станций - 69,4%.

- Что можно сказать о сроках урегулирования страховых событий в ОСОПО?

- Они велики, и это закономерно, здесь нет вины страховых компаний. Понятно, что пострадавшие сначала решают вопросы по лечению и реабилитации, а затем думают о получении страховых выплат, собирают документы и предоставляют страховщику. На практике средний срок урегулирования убытков по вреду жизни составляет 7,7 месяца, срок компенсации расходов на погребение - 5,6 месяца, урегулирование событий, повлекших вред здоровью - 14 месяцев. При этом срок выплаты после предоставления полного комплекта документов, т.е. тот срок, что находится в зоне ответственности страховщика, составляет в среднем 25 календарных дней.

- В прошлые годы ЦБ как регулятор проводил анализ действующих тарифов в обязательных видах страхования, на основании этих исследований проводились тарифные корректировки. Чего ждать в тарифной политике ОСОПО и в законодательстве в целом в ближайшей перспективе?

- Вынужденного моратория. Дело в том, что государство находится в активной стадии изменений подходов контрольно-надзорной деятельности. Бизнес в ожидании. Проект «регуляторная гильотина» к 1 января 2021 года предполагает завершение пересмотра всех утвержденных требований к бизнесу для определения, какие из них необходимо оставить, от каких отказаться или видоизменить, где дополнить новыми. В том числе задачей «регуляторной гильотины» становится устранение разночтений, которые есть у надзорных органов и бизнеса в связи с трактовкой тех или иных требований нормативных актов.

Соответственно, разрабатывается и планируется к внесению в правительство законопроект о государственном контроле и надзоре, в том числе о муниципальном контроле в РФ.

Этот документ определит законодательные акты, которые должны будут вступать в силу с 1 января 2021 года. В том числе мы ожидаем принятие нового федерального закона о промышленной безопасности. Конечно, страховщик вторичен во всей этой истории. Тем не менее, при подготовке правил страхования, страховых продуктов или договоров страхования, которые предлагаются бизнесу, мы исходим из предъявляемых к нему требований, которые регулируют те или иные правоотношения. Специалисты определяют, какие риски возникают у предприятия при выполнении установленных требований, а страховщики делают их предметом договора страхования.

Участники страхового рынка (в т.ч. и НССО) сейчас находятся на определенном рубеже, в зоне ожидания. Новый закон о промышленной безопасности способен существенно изменить профиль риска, повлиять на процедуру урегулирования убытков в ОСОПО. Естественно, следом будут вноситься изменения в подзаконные акты. Далее можно будет говорить о возможной корректировке в тарифных подходах.

Как только появятся финальные редакции ожидаемых документов, которые будут регулировать требования для бизнеса, мы начнем работу над проектами нормативных актов в области страхования.



Источник: insur-info.ru