В ЦБ рассказали о получении тысяч жалоб на инвестстрахование жизни

Представитель регулятора отметил, что число жалоб растет более быстрыми темпами, чем число продаж.

исж


ЦБ РФ получил тысячи жалоб от клиентов, купивших полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), и число жалоб растет быстрее продаж. Об этом сообщил ТАСС глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута в кулуарах форума Finopolis.

"Это тысячи жалоб на 800 с чем-то тысяч договоров проданных. Не десятки тысяч, но это много, это большое количество жалоб на такое число договоров. Чтобы сравнить масштаб - в ОСАГО десятки миллионов пользователей, а количество жалоб измеряется десятками тысяч, приближается к сотне тысяч. Жалобы растут более быстрыми темпами, чем растет число продаж. Неудовлетворенность потребителей растет быстрее, чем объем рынка. И вот это нас смущает сильно, потому что это значит, что что-то там не так", - сказал Мамута.

Проблемы инвестстрахования жизни

ИСЖ продается в основном через банки как потенциально более доходная альтернатива депозитам. За счет ИСЖ рынок страхования жизни в первом полугодии 2018 года вырос на 45,7% - до 205,7 млрд рублей. Один из поводов для жалоб - непонимание клиентом сути инструмента, так как его продают как вклад, пояснил Мамута.

"Людям часто продают ИСЖ в момент, когда они переоформляют или открывают вклад, поэтому в основном он ассоциируется со вкладом. То, что мы видим из анализа жалоб - к сожалению, очень часто именно так он людям и продается. Это мисселинг (навязывание продукта - прим. ТАСС), это мисселинг грубый, который нас очень сильно беспокоит. Мы считаем это недопустимой практикой", - подчеркнул глава службы ЦБ.

Кроме того, ряд клиентов, у которых завершились договоры ИСЖ, жалуются на их доходность, которая не является гарантированной.

"Несоответствие ожиданий по доходности фактической. Никакой инвестиционный инструмент не предполагает гарантированной доходности. Какая бы она ни была в прошлом, это совершенно не означает, что она будет такая же в будущем. Мне кажется, что у людей здесь были явно завышенные ожидания, которые не всегда оправдываются", - отметил Мамута.

Также в ЦБ поступают жалобы на непонимание выкупной суммы по ИСЖ.

"Хотя в этом инструменте 100%-ная защита капитала, она реализуется только в случае срочного погашения. Если человек хочет через полгода забрать деньги из ИСЖ, ему возвращается не 100% суммы, потому что эти деньги вложены в какие-то активы с разным периодом жизни. Продавцы, как мы видим, не всегда это четко говорят, а потребитель не всегда это хорошо понимает", - резюмировал Мамута.

Ранее ЦБ в связи с растущим числом жалоб опубликовал проект указания, которое до конца 2018 года обяжет страховщиков и банки-агенты продавать ИСЖ с памяткой. В ней будут перечислены основные риски инструмента, его отличия от вклада, предупреждения о выкупной сумме, а также отсутствии гарантий доходности и защиты средств гарантиями Агентства по страхованию вкладов.

ИСЖ

Страхование жизни является самым быстрорастущим сегментом финансового рынка - в 2017 году, по данным ЦБ, сборы выросли на 53,7%, до 331,5 млрд рублей. В основном рост идет за счет инвестиционного страхования жизни, которое продается через банки как потенциально более доходная альтернатива депозитам и предполагает участие страхователя в инвестдоходе страховщика.

Международная конфедерация обществ потребителей (Конфоп) обвиняла банки в том, что полисы ИСЖ продаются под видом вкладов, и клиентам не разъясняют их отличия.

Договор ИСЖ работает как страховой полис, при этом уплаченную премию (в среднем 300-500 тыс. рублей) страховщик инвестирует на фондовом рынке. В конце срока действия договора (три-пять лет) страховщик гарантирует клиенту возврат вложенной суммы плюс возможный инвестдоход, который зависит от результатов инвестирования. В последнее время банки начали предлагать клиентам полисы ИСЖ со сниженной премией (около 100 тыс. рублей).


Источник: https://tass.ru